Погружение в профессию с наставником

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ С НАСТАВНИКОМ

nastavnichestvo1-300x270.jpg

Профессиональное погружение  - прикладное знакомство с профессией, в котором специалистом-практиком моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности ,а участники пробуют себя в их решении.Сегодня в очень редких местах существует вид профессионального погружения для студентов старших курсов -  практика  Job Shadow Days

В дословном переводе это «следование как тень»- способ ознакомления с профессией ,в котором опытный  сотрудник (ментор) сопровождает студента в реальной рабочей обстановке в течение стандартного рабочего дня. Обучающийся получает  информацию об  реальной специфике должности, а  так же опыт решения задач.

Мы предлагаем аналогичную возможность для школьников, которые хотят стать чиновниками, юристами, экономистами, IT -ишниками, менеджерами проектов, психологами, кадровыми менеджерами, но очень мало представляют себе реалии повседневной профессиональной жизни этих специалистов.

Встречи  со специалистами позволяют старшекласснику протестировать истинность интереса к этой работе (а не к ее образу), исследоватьть свой потенциал, осознанно выбрать и скорректировать личный профессиональный маршрут, на собственном опыте ощутить, какие ему инструменты, навыки пригодятся для решения профессиональных задач. А это значит, появляется мотивация самостоятельно добавлять в свое  будущее обучение что-то еще: например, дополнительные курсы, практику на рабочих местах.


493635.jpg


Наставник - специалист, который сопровождает школьника целый  рабочий день или проводит с ним несколько встреч (от 2 до 4 часов) - это неравнодушный профессионал, который отнесется к стажеру как к будущему коллеге, даст возможность самому принять участие в решении повседневных рабочих задач. 

      

ЧТО ДАЁТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ С НАСТАВНИКОМ?

000098_disp.jpg

Профессиональное погружение  с наставником позволяет

  • узнать на собственном опыте, какие повседневные задачи решает специалист внутри профессии

Ответ на вопрос: "А кем я могу работать, если закончу ваш факультет?" или "А где я смогу работать, если выучусь на экономиста?"  найти можно на многочисленных сайтах.Этот ответ озвучат на "Днях открытых дверей": в вузе с гордостью расскажут о том, где и какой процент выпускников вуза работают по специальности. Одно не остаётся часто ясным : "А что  я буду делать? Какие конкретные задачи предстоит мне решать на рабочем месте??" Получить ответ на этот вопрос можно погрузившись в реальную профессиональную деятельность.

  • пройти ролевую практику - получить свой собственный опыт решения задач  конкретной деятельности

Перенос личной симпатии к профессионально состоявшемуся человеку на саму профессию - еще одна опасность в выборе профессии. Массмедиа предлагают успешные образы разных специалистов экономистов, бизнесменов, юристов...Зрителю  видно их позитивный настрой, финансовое и личное благополучие,  не видно только одно - что они делают, какие профессиональные задачи  они решают каждый день? Профессиональное погружение дает возможность не только познакомиться с повседневными задачами, но и попробовать себя в их решении.

  • раскрыть и оценить свой профессиональный потенциал  в сфере профпогружения
  • заниматься у практиков -  специалистов из профессии

Многочисленные образы преуспевающих специалистов создают не только позитивную мотивацию, но и приводят к ложным ожиданиям "всего и сразу". Школьник или студент ожидает сразу после выхода на работу по специальности хорошей должности и большой зарплаты. На меньшее он и не согласен, а иначе, зачем учился?!Обучение у практиков, которые прошли в профессии уже определенный  путь, позволяет школьнику осознать многоступенчатость профессионального становления, оценить риски, увидеть сложности и наметить точки приложения личных усилий. В этом случае выбор профессионального маршрута будет гораздо осознаннее, а встреча со сложностями не окажется такой неожиданной

ПРОФПОГРУЖЕНИЕ 

МАСТЕРСКАЯ БУДУЩЕГО


mentor.jpg

Вы спросите: «Чем профпогружение отличается от вузовской практики?». В первую очередь - экономией времени.


1. Понять вовремя, что это «не моё» не менее важно, чем найти своё.

Действительно, спустя 4-5 лет в университете у Вас будет практика. Возможно, вам повезет, и вы попадете к неравнодушному специалисту своего дела, станете решать интересные задачи, а попробовав себя в деле, решите, что это ваше и устроитесь успешно на работу. Однако  чаще всего к практиканту относятся не как к будущему специалисту, а перекладывают на него ту работу, от которой руководитель практики и сам рад избавиться. Успешная практика случается не всегда,  уже на 1 курсе, студент может осознать, что это – не моё образование ,а деньги уже заплачены родителями на годы вперед.

ПРИМЕР. Интересоваться чем-то ещё не значит быть готовым решать реальные задачи в этой области

Константин выбрал курс права в 10-ом классе, потому что мечтал поступить на юридический. Его заботила тема смертной казни. Он хотел все знать по этому вопросу. И узнал. Преподаватель был практикующий юрист. Он рассказал о смертной казни все, что мог, о том какие проблемы есть в законодательном регулировании этого вопроса, какие социально-психологические сложности есть и о том, как нужны специалисты, которые смогут сдвинуть с мёртвой точки решение этих вопросов. Помимо этого участники узнали больше: что делает юрист, какие задачи решает? Ходили на практику в суд. Через год Константин осознал, что интерес его к данной теме исчерпан, он не собирается решать те трудности, которые касаются смертной казни. А все остальное в праве для него не настолько интересно, чтобы заниматься этим профессионально. У него еще оставался целый год, чтобы определиться с вузом. 


Думаю ,что во многих случаях можно познакомиться с тем, что вы будете делать на работе до того, как вы поступите учиться: попробовать самому порешать задачи, погрузиться в мир профессии с некоторыми даже подводными камнями и трудностями. Вы скажете: «Как же это возможно? Он же ничего не знает для того, чтобы практиковаться?». Возможно, но так ли достаточно у него знаний и навыков будет, если он пойдет практиковаться на 4-ом курсе? Это уже кому как повезёт. Часто случается так, что куча несвязанных информационных блоков, изученных за 4 года обучения, никак не пригождаются при решении тех задач, которые реально стоят перед специалистом.



2. Найти в себе ресурсы к учёбе и работе «несмотря на и вопреки» трудностям

Почему в системе  образования нет такой ранней практики внутри профессии? Потому что опасаются, что школьник узнает о трудностях профессии и не захочет идти учиться и работать. Особенно старательно оберегают от реальности в самих университетах:


ПРИМЕР: Ванильное небо профессии

Мне довелось преподавать психологию на психологических факультетах, в том числе будущим школьным психологам. Оказалось, что будучи на 4-ом курсе они еще не знают, что зарплата психолога в школе на ставку по высшей категории ( а ее еще надо заслужить ,для этого поработать от года до 3ех) - 8.300. Озвучивать им эту сумму преподаватели боятся: «А ,вдруг, не пойдут работать? Испугаются!!». Но никто и не сказал о тех возможностях профессионального роста, которые позволят стать отличным специалистом и претендовать на гораздо бОльшие деньги, иметь частную практику сегодня можно даже в школе. Оказалось, что студенты не знают о том, что уже с 1 курса могут получать практический профессиональный опыт, например, присоединиться к профессиональному сообществу ППЛ, получать подготовку в области консультирования людей. Согласитесь, что ваша конкурентоспособность в поисках работы, как выпускника вуза, при наличии практических навыков гораздо выше. Но об этом студентам не рассказывают, потому что «Если мы вам расскажем, вы больше к нам учиться не придете!»


А ведь может оказаться так, что именно к непростым задачам у этого школьника есть таланты, есть ресурсы  его личности, которые позволят находить профессиональные решения. Почувствовать, нащупать в себе эти возможности – бесценно. Это профессиональное желание что-то делать, несмотря на трезвое осознание имеющихся сложностей: вкладываться, достигать, находить решения, браться за нестандартные задачи. И пусть пока это школьник, и вы правы: ему не хватает знаний и прикладных навыков, но он обретает мотивацию искать эти знания,мотивацию думать, тренироваться, чтобы потом реализовать себя в решении желаемых задач.

В этом случае образ будущих профессиональных задач может смотивировать перетерпеть даже самые нудные и непонятные лекции - ведь уже известно, ЗАЧЕМ их полезно дослушать. Профессиональное погружение помогает осознать – зачем и для чего выбирать эту специальность. И осознать это на собственном опыте - опыте решения прикладных задач. 


Профессиональные пробы помогают смоделировать максимальное разнообразие РЕАЛЬНЫХ профессиональных задач для практики старшеклассников.

Это и есть - мастерская будущего: поиск образов-опор, образов, порождающих самое устойчивое основание ДЕЙСТВИЙ - личностный смысл.