Елена Серпионова "Как устранить недостатки в профориентационной системе России?"

Май-июнь - ответственный период в жизни выпускников-старшеклассников. Именно сейчас принимается окончательное решение, в какой вуз отнести свои документы даже теми, кто тянул с этим. Интересно, как представляют себе выбранную профессию абитуриенты? Почему при многообразии профориентационных услуг ожидания у старшеклассников и даже студентов, все равно, далеки от реальности? Где пробел в отечественной системе помощи в выборе профессии, какие есть современные возможности его ликвидировать – об этом мы и поговорим.

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА. СЛИШКОМ ХОРОШИЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРАВДОЙ

образ психологаПсихолог - до сих пор одна из выбираемых профессий среди абитуриентов. Оказалось, что среди студентов-психологов 1-2 курса 77,6% имеют недостаточный уровень знаний о своей будущей деятельности и о личности психолога.

Например, студенты психологических факультетов из разных ВУЗов считают, что идеальный и реальный психолог обладают одинаковыми и обязательно положительными характеристиками. Реалистичных описаний психолога, в которых есть место недостаткам и слабостям, присущим всем людям, оказалось не более 5 на 133 опрошенных студента. Такое представление студентов-психологов о профессии преувеличено, далеко от реальности и идеализированно.

Авторы считают, что излишне позитивное представление о профессии психолога сформировано еще до поступления в вуз под воздействием СМИ и социальных стереотипов, которые и послужили одной из причин поступления на эту специальность.

ОБРАЗ ЮРИСТА. ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЗАСТОЙ

Еще в 2006 году 70% опрошенных студентов юридических вузов воспринимали юриста скорее как человека обеспеченного, привилегированного, нежели как профессионала, служащего идеалам добра и справедливости. Уже тогда исследователями подчеркивалось отсутствие у студентов чётких представлений о профессии и характере юридической деятельности. Прошло 10 лет, но и на сегодня картина слабо поменялась:

  • более половины студентов (66%) не считают профессию юриста образцом честного и этичного профессионального поведения
  • 61% студентов-юристов потенциально готовы отказаться от своей профессии, если получат предложение более высокооплачиваемой работы. Эти данные, как считает автор, говорят о возможности появления на рынке труда юридических профессионалов-бизнесменов. Но в том случае, если эти специалисты дорастут до собственного бизнеса, не свернув по пути в другую профессиональную сферу
  • около 40% готовы работать на преступника за высокую оплату своих услуг.

Здесь же уместно упомянуть об образе сотрудников правоохранительной системы. Исследователем сообщается, что субъективные представления студентов-первокурсников о выбранной профессии там тоже не соответствуют реальности.

На фоне такого образа профессии в голове будущих юристов, наметившаяся тенденция спада интереса школьников к юридическим специальностям даже кажется положительной. Так, среди московских школьников в 2015-16 году профессия юриста теряет популярность. По данным исследования Городского центра профессионального и карьерного развития в 2015 году хотят стать юристами только 7%.

В феврале 2016 года в Пензенской области тоже провели опрос и мнение, что большинство школьников хотят быть юристами и экономистами не подтвердилось. Сегодня школьники хотят стать чиновниками. На 2- ом месте все, что связано с IT-технологиями. 3 –е место занимает медицина. О том, исходя из чего, представляют себе студенты образ медика, мы рассказываем ниже.

МЕДИКИ. ДОКТОР ХАУС ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

образ медикаМы решили узнать, из каких источников сегодня формируется образ профессии медика? «Из чего сформировалось Ваше основное представление о работе врача до поступления в вуз», - такой вопрос мы задали 150 студентам различных медицинских специальностей. Участники могли выбрать не один источник информации о профессии, поэтому результаты оказались такими:




  • 36% - почерпнули основные знания о работе врача из фильмов и сериалов про врачей (чаще всего это «Доктор Хаус»)
  • для 50,2% источник представлений о деятельности врача личный опыт посещения больниц в качестве пациента
  • 34,8% опрошенных получали информацию от родственников-врачей
  • 5% студентов-медиков назвали источником книги, а именно биографии врачей.

Что объединяет эти источники знаний о профессии? Личность профессионала. Яркая, противоречивая, вымышленная, когда это герой кино. Или реальная, доступная для общения, когда это родственник или лечащий врач. Вынося за скобки художественные трюки режиссеров и авторов и личное отношение к героям сериалов, это какая никакая, но возможность увидеть повседневную жизнь профессии на примере практикующего профессионала.

Выходит, у старшеклассников, которые собираются в медицину, есть достаточно источников узнать о реалиях будущей профессии: это масса ярких художественных примеров и возможностей общаться с практикующими профессионалами. Однако, как же быть тем, кто выбирает другие специальности ?

ПОДОЖДАТЬ ВУЗОВСКУЮ ПРАКТИКУ?

практикаПо данным нашего опроса – 80% студентов очень ждут вузовскую практику, поскольку надеются, что именно там они, наконец, смогут понять, что же нужно будет делать на работе. Смогут использовать полученные на лекциях знания, попробуют себя в деле.

«Уже 3 курс ,а я плохо представляю, что же надо будет делать на будущей работе. В деканате сказали, что все это я узнаю - на практике. Я очень жду эту практику. Наверное, она будет особенная, потому что на предыдущей практике мы раскладывали по пакетам какие-то раздаточные материалы. Не совсем понял, как это относится к моей будущей профессии». Макс ,студент

Через опрос мы постарались узнать, проливает ли свет вузовская практика на суть профессии и приносит ли пользу. В опросе приняли участие более 300 человек уже работающих специалистов и студентов старших курсов, кроме юристов и медиков. 

Представим результаты ,которые получены  по разным вопросам анкеты (это выборочные данные по вопросам, поэтому суммировать проценты в данном случае некорректно)

  • 23,7% считают , что вузовская практика оказалась для них полезной
  • 60% опрошенных отметили, что можно было бы и без нее обойтись, ничего нужного там не получили
  • 30% на практике занимались вещами, далёкими от задач профессии
  • 10,5 % сами халявили и приходили только отметиться
  • 50% указали на несогласованность лекций и вузовской практики: «Это оказались совсем разные вещи: на лекциях говорят одно, на деле - нужно совсем другое», - такой ответ выбрали респонденты
  • 68,4% считают, что практика помогает сформировать реальный образ профессии и может повлиять на желание остаться или не работать по специальности. Так, 10% опрошенных именно после вузовской практики убедились в том, что выбранная профессия не их призвание и работать они по ней не собираются

Участники опроса отозвались о руководителе своей практики на предприятии.

  • 40% считают, что для руководителя студенты - скорее, лишняя нагрузка. «У него и своих дел хватало без нас»
  • 28% повезло: им попался профессионал, любящий своё дело. «У него я научился многому и считаю его своим наставником в профессии»
  • 30% вспоминают, что, наверное, это был хороший специалист, но навыков взаимодействия со студентами (организаторских, коммуникативных, педагогических, навыков постановки задач) ему явно недоставало. «Будь моя воля - сменил бы руководителя!»
  • 2% опрошенных выбрали вписать свой вариант и не поскупились на эмоциональные отклики. Вот некоторые из них: «Бездарный, вредный человек. Полный ноль в своей специальности», «Какой руководитель? Бумажки я там сортировал!»

Участники опроса также пожаловались, что «целью практики был сбор данных для написания диплома (или курсовой работы- прим автора). И все, никакой практической пользы для будущей работы!», возмутились, что «Это была экскурсия, а не практика!», «Программа практики была экспериментальным бредом», «Неадекватная программа, далекая от условий реальности!», "Практика для меня была пустым звуком!"

Степень пользы вузовской практики для своей адаптации в профессии (в случае, если человек работает по специальности) оценена участниками опроса, в среднем, только на 5 баллов из 10 возможных.

Наконец, на вопрос «Пригодились ли Вам знания, которые были даны в вузе на лекциях, для прохождения практики на реальном рабочем месте?» 35% отметили, что им больше пригодились навыки и знания, полученные вне лекций (жизненный опыт, дополнительные образовательные курсы, мои личные качества и т.д.)

Получается, что и на практику надежды мало: с ней, как говорится, как повезет или раз на раз не приходится. Да и ждать ее придется достаточно долго от 3 до 5 лет. Обидно проучиться 3-5 лет, потратить время, ресурсы и ,в итоге, открыть для себя, что, оказывается, придется заниматься тем, чем совсем не хочется, потому что ты себе это все не так представлял.

ГДЕ ЖЕ СЛАБОЕ МЕСТО?

Как формируется образ профессии до поступления, если у студентов 1-3 курсов он далек от реальности? Даже если на практике 3 -5 - го курса обнаруживается разрыв между образом и реальностью? Почему складывается такая картина в России, где есть масса услуг по профориентации? Как так происходит, если почти в каждой школе существуют профориентационные программы, на которых психологи или другие специалисты рассказывают о мире профессий? В крупных городах России открываются детские профориентационные парки, типа «Мастерславль» и «Кидзания» ,где в игровой форме можно примерить на себя профессиональную роль? В интернете масса сайтов, которые рассказывают в разных формах, хоть в форме виртуальной экскурсии, о сути профессии? Трудится армия психологов, которые помогают узнать ваши таланты и ограничения и подобрать оптимальные профессии?

Из чего состоит помощь в выборе профессии сегодня и где возможности совершенствования системы?

Сегодня профориентация состоит из психологической диагностики способностей, личностных особенностей старшеклассника и консультации психолога с рекомендацией сфер деятельности, которые ему подходят с учетом выявленных способностей и интересов. Эта услуга чаще всего представлена компьютерной диагностикой – вам предложат пройти тест, который поможет выбрать наиболее подходящие именно вам профессии с учётом уровня развития способностей, особенностей личностных качеств и своеобразия ваших профессиональных интересов. Реже встречаются специальные беседы по авторским методикам, которые проводятся без тестов и очень подходят тем, кто испытывает к психологическим тестам недоверие.

Это все очень полезно. Информирование о профессиях будет, конечно, качественным, но теоретическим. Как бы психолог-профориентолог ни был профессионален, сколько бы ученых степеней и лет опыта не имел, но он не работал в каждой профессии мира, он не раскроет всю палитру особенностей и подводных камней каждой профессии. Да и не должен.

Вместе с тем, как же понять, что я буду делать на работе? Как быть, если в списке рекомендованных профессий окажется несколько специальностей? Что лучше выбрать? Вот бы посмотреть и узнать, и даже попробовать себя?

Возможность попробовать себя заранее, "примерить" профессиональный язык и задачи профессии до того, как начать ее осваивать в вузе – место в современной профориентационной практике России слабо проработанное. Игровое погружение, максимально приближенное к реальности (Мастерславль и Кидзания), где «все как у взрослых» - это массовое, в чем-то развлекательное, и разовое мероприятие. Кроме того, ведущие игровых погружений не всегда являются солидными практикующими профессионалами в этой области. Да и не требуется. Ты приходишь на час, успеваешь что-то минимальное попробовать и уходишь. Это, скорее, помогает узнать, что делают люди разных профессий, расширить кругозор. И, безусловно, полезно для детей до 14 лет, которые профессий знают столько, сколько пальцев на руках.

Шагом вперед можно назвать инновационные решения для популяризации рабочих профессий. У всех на слуху проблема нехватки рабочих кадров. Например ,в одном из проектов школьникам предлагают смотреть в любое удобное время видео трансляции пошаговой деятельности профессионала в режиме реального времени. Да-да, прямо там, на заводе, где все и происходит. Действительно, в рабочих профессиях деятельность можно разложить на процесс и визуализировать с помощью современных технологий, как это работает. Это позволяет школьнику найти ответ на вопрос – что же я буду делать ,если стану, скажем, электриком?

ВСТРЕЧИ С НАСТАВНИКОМ КАК РЕШЕНИЕ

Как можно российскому школьнику узнать на собственном опыте реалии не рабочей профессии до выбора вуза? Той профессии, которую очень сложно разложить на отдельные ежедневно повторяющиеся процессы? О профессии, про которую не снят фильм или телесериал, как про полицию и медицину (вот уже чего завались)?

Зарубежом пробы в профессии (стажировки, подработки в выбранной сфере, наставничество) – давно неотъемлемый этап развития своей карьеры. Например, в Японии уже в 1950-е каждый год в старших классах школьники по выбору могли участвовать в разных видах работ из 16 областей труда. За три года они получали возможность 48-и профессиональных проб. В США при школах нередко создаются учебные производственные или обслуживающие предприятия, где учащиеся могут овладеть профессиональными компетенциями и пройти первые стадии профессиональной адаптации.

Да, в России существуют единичные случаи профессионального погружения, которые чаще проводятся в групповом режиме. Например, собираются от 20 и более школьников, приглашается практик и рассказывают им о своей профессии. Очень многих вдохновляет, но одна критически настроенная участница как-то сказала: «Если мне показать ,как печь торт, то я буду уверена, что могу это сделать! А когда начну – выяснится, что это не мое».

Гораздо реже встречи проходят в режиме не только «смотри, как это делается», но и «попробуй сам!» в виде тренинга, опять же группового, где школьникам дают различные задания, они выполняют их сами, получают обратную связь.

Индивидуальные встречи профессионала и старшеклассника – явление редчайшее для нашей страны. Такие встречи называются «профессиональное погружение с наставником». Сегодня наставник для обывателя – это человек из шоу «Голос» или, в лучшем случае, «что-то из бизнеса». На самом деле наставник – это высококвалифицированный специалист или более опытный работник, у которого и стажисты и новички могут получить совет. Он расскажет, как справиться с трудностями, поможет начинающему раскрыть свои возможности, передаст опыт, который не встретишь ни в одной книге или учебнике, даст конструктивные отзывы, окажет содействие вашему профессиональному развитию. Такое наставничество реализуется или для студентов старших курсов или для уже работающих людей.

А вот довузовское наставничество старшеклассников (при том любых, а не только «элитных», стипендиатов, призеров, как это редко практикуется )- это пока уникальное для нашей страны явление.

Почему эта практика так редка? Найти и объединить опытных профессионалов из разных сфер, которые:

  • помимо основной работы, готовы тратить свое время на выбирающего профессию школьника: проводить с ним индивидуальные встречи, общаться, показывать, отвечать на вопросы, давать задания
  • обладают качествами наставника: имеют педагогический талант, знают подход к возрасту старшеклассника. Наставник – это ум, честь и совесть профессии и, конечно, внутренняя мотивация им быть. Особая сложность – избежать эффекта очарованности наставником, а не профессией. Помните, в школе – нравится, как ведет урок учитель литературы, иду в гуманитарный вуз на филолога, потом – плююсь.
  • могут выбрать посильные, но не игровые задачи для тех, кто еще почти ничего не знает и не умеет в профессии

- это не простая, но интересная задачка! И, как показывает наш опыт – реальная и посильная. Благодаря этому у любого старшеклассника (а не только победителя конкурсов) появляется возможность практических встреч с наставником.

Вы хотите работать в сфере юриспруденции? Ваши наставники - практикующие юристы, адвокаты, судьи. Они не только лично и только вам расскажут о специфике профессии, но и дадут выполнить разные задания, увидят, есть ли у вас задатки профессионального мышления, подскажут возможные направления развития. Хотите испытать свои силы в экономике? Ваш наставник в сфере финансов проведет для вас несколько встреч, в которых вы попробуете себя в деле. Вы видите себя "где-то в торговле менеджером"? Опытный наставник-менеджер раскроет, что же необходимо будет ежедневно делать на этой работе и даст вам задания, выполнив которые вы протестируете свой потенциал и интерес к этой сфере.

Личные и не разовые встречи со специалистами-наставниками позволяют старшекласснику протестировать истинность интереса к этой работе (а не к ее образу), исследовать свой потенциал, осознанно выбрать и скорректировать личный профессиональный маршрут, на собственном опыте ощутить, какие ему инструменты, навыки пригодятся для решения профессиональных задач. Это возможность познакомиться с реалиями профессии, понять "моё/не моё" и сделать свой профессиональный выбор уверенней.

И не надо бояться, что, в результате вы поймете, что это «не ваше». О таком опыте удачно рассказал Владимир Познер: «Мне очень повезло: во-первых, мне хватило честности сказать себе к концу третьего курса, что я не ученый. Хотя биология, на мой взгляд, – самая интересная из всех наук, потому что нет ничего интересней человека, мозга и т.д. Но я просто знал, что это не мое. Моя заслуга заключается только в том, что мне хватило ума (мужества – по-разному можно) понимать, что НЕ мое, и не идти по прежнему пути».

Грамотно организованное для старшеклассников довузовское наставничество – это не только логичный шаг после встречи с психологом, это ресурс будущего, реальный потенциал, которым обладает наша страна. Попробовать себя подмастерьем у настоящего Мастера - это забытый, но проверенный временем опыт.

Елизавета, 11 класс, после встречи с наставником: «Я думала, что маркетинг –это пришел в офис, ноутбук открыл, ногу на ногу положил, раздаешь указания и получаешь за это большие деньги. А тут, оказывается, все сложнее, да еще и думать надо»



Возврат к списку